Божественная литургия в Неделю 3-ю Великого поста
22 марта 2020 года, в Неделю 3-ю Великого Поста, Крестопоклонную.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, прав. Феодосия, пресвитера Балтского, Игумен Обители Архимандрит Варлаам возглавил Божественную Литургию Василия Великого с акафистом и каноном Страстем Христовым в Благовещенском соборе монастыря.
Игумену сослужили братия в священном сане.
Со словом проповеди к прихожанам обратился протоиерей Михаил.
За Литургией была вознесена сугубая молитва за мир в Украине и о единстве Православной Церкви.
По окончании литургии Игумен Обители возглавил Молебеное пение во время Губительного поветрия и Смертоностныя заразы с молитвой Прп. Вихиану и освящением воды и освящением масла ( по случаю эпидемии » Коронавируса «).
Чин о Панагии возглавил эконом монастыря
иеромонах Андроник.
В cубботу вечером на всенощном бдении в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень — напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному
Кресту Господню. Один раз — во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия
Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на
котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь. Второй раз празднуем
мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был
найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на
котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и
любовью. Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест,
вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой
Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в
Крест, в милость и любовь Господню. И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы
живоносному Господню Кресту.
Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла,
с которым он совершается. Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий
Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и
Происхождение Честных Древ. С каким же чувством приступаем мы сегодня к
поклонению Кресту Господню?
Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной
седмицей. О чем говорит нам этот Крест? Весь этот период времени говорит нам о
том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может
претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь,
вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас,
святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о
безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на
Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха
и от отчаяния смерти. Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес
на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы
Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы
ожили от смерти греховной. Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни
Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Мы можем, и поэтому
вчера на каноне пелся — не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь,
но с тихой, ликующей надеждой — пасхальный канон о Воскресении Господнем. Это
жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в
Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все
возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так
дороги!
Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что
для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией
собственной жизнью, надо все пересмотреть. В Евангелии есть слова, обращенные
Христом к нам: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест
свой, и да грядет по Мне». Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество
жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле. А
последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и
мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого. Начинается это с
того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я
действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе:
сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более
прекрасные, чем я сам.
И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение
себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить,
это значит себя забыть до конца, не существовать для себя. Это и значит умереть
для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой
бездонна. А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем,
тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля,
т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость, ликование и
торжество.
И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши,
привычные оценки ложны. Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где
говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками. Вы помните,
как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто
умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с
мольбой о спасении. Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть
невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую
справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и
Самого Бога, Который такую неправду может допустить. А другой, видя, что и
Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может
погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть. И он обратился к
этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость
Бог ему обещал — и даровал. Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же
день оказался со своим Спасителем в раю.
Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому
Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой
надеждой. Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести
вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями
нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы
станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со
Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и
могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой
Божественной любви. Аминь!
Сорок мучеников Севастийских. Почему так любят этот праздник?
Как жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу
Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник?
В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.
Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.
На Руси издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?
Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.
Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.
Имена Сорока Севастийских мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.
Проскомидия
Испеченные жаворонки для благословения все прихожанам по окончании службы в честь праздника сорока Мучеников Севастийских
Канон с акафистом Страстям Христовым
Начало Божественной Литургии
Мирная ектения
Малый Вход
Чтение Апостола :Евр. 4:14 – 5:6 ;Мчч.: Евр. 12:1–10
Святаго Евангелия чтение :Мк. 8:34 – 9:1 ;Мчч.:Мф. 20:1–16
Воскресная проповедь
Великий Вход
Клирос
» Верую…»
Евхаристический канон
» Отче наш «
Святое Причастие
Заамвонная молитва
Игумен зачитал обращение Священного Синода УПЦ к верующим
Молебеное пение во время Губительного поветрия и Смертоностныя заразы с молитвой Прп. Вихиану и освящением воды и освящением масла ( по случаю эпидемии » Коронавируса «).
Отца нашего Архидиакона Смарагда поздравляем с Днем Тезоименитства !!!
«Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко…»
Пресвятая Богородице спаси нас !!!
Игумен благословляет прихожан и раздает жаворонки
Чин о Панагии.