ПРАЗДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В РОЖДЕСТВЕНСКУЮ НОЧЬ
В ночь с 6 на 7 января 2020 года, в день праздника РОЖДЕСТВА ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, Игумен монастыря Архимандрит Варлаам возглавил Великое повечерие с Утренией и раннюю Праздничную Божественную Литургию в Благовещенском соборе Обители.
Игумену сослужили братия и гости в священном сане.
За Литургией была вознесена сугубая молитва за мир в Украине и о единстве Православной Церкви.
По окончании литургии благочинный монастыря архимандрит Епифаний поздравил прихожан с Великим Праздником.
В 10:00 будет совершена Поздняя Божественная Литургия с акафистом Рождеству Христову.
Рождество Христово – один из главных православных праздников.
Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях?
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.
Пророчества о Рождестве Христовом
Одно из первых пророчеств о Рождестве Христовом содержится в книге Чисел и принадлежит, как ни странно, язычнику по происхождению – пророку Валааму. Мы не можем сказать точно, к какому племени он принадлежал, но зато мы знаем, что к нему с большим почтением относились и обращалась за помощью враги Израиля моавитяне.
Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле; Господь, Бог его, с ним, и трубный царский звук у него; Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него; нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!
…Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 23:21-23, 24:15-17).
Здесь предрекается не только грядущее величие израильского царства, не только чистая вера в истинного Бога («нет волшебства… нет ворожбы»), но и что-то значительно большее. А именно: из контекста фразы очевидно, что Валаам видит в будущем («но ныне еще нет») Самого Бога. В христианской традиции эти и следующие слова понимаются как относящиеся к рождению Христа.

В восточно-христианском богословии точно такого разбора пророчества Валаама нет. Преподобный Ефрем Сирин считал, что Валаам говорит не о самом Христе, а о Зоровавеле – вожде иудеев, который через много веков после сказанного пророчества выведет свой народ из другого плена, вавилонского, будет трудиться над восстановлением Иерусалимского Храма и успешно воевать с врагами израильтян. Однако и святой Ефрем полагал, что сам Зоровавель, спасший иудеев, является образом Христа – Спасителя всех народов: «Это – Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов»[1].
Приведем другое не вполне традиционное для Православия, но очень уж рождественское, радостное толкование. Католический теолог XIV в., монах-кармелит Иоанн Хильдесхаймский, автор замечательной рождественской «Легенды о трех святых царях» писал:
«И нашлись люди, что согласились денно и нощно ждать и стеречь звезду, о коей пророчествовал Валаам. Долго она не являлась; и чем дольше они ее ждали, тем более росла молва о той звезде, и ширилась день ото дня … и тем сильнее горели они надеждой ее увидеть…
Когда Христос, Бог и человек, родился в пещере вифлеемской, в ту же ночь всемогущий Бог, Который всечасно находится рядом с теми, кто во истине Его призывает, поднял в небо звезду, о ней же пророчествовал Валаам»[2].
Католический богослов полагал, что ожидали эту звезду – Вифлеемскую Рождественскую звезду – не только израильтяне, чаявшие пришествия Мессии, но и персы, халдеи и представители других языческих народов – предки пришедших поклониться Младенцу-Христу волхвов – звездочетов, астрономов своего времени.
В латинской традиции считается, что имена волхвов: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар – цари «трех Индий» Нубии, Годолии и Фарсиса. Православное Предание сообщает нам мало подробностей об их именах и биографии. Достоверно мы знаем лишь, что они пришли ко Христу и принесли Ему подарки.
Для нас должен быть поучителен этот пример – безвестных дарителей, которые одними из первых узнали Господа – Царя Славы. И нам было бы хорошо в Рождество (да и не только) послужить Господу через меньших Его братьев. Разве мало у нас нищих, больных, бездомных, сирот, которым доставили бы радость сущие мелочи: теплые варежки, шоколадка к празднику, игрушка?
Пусть не драгоценности и не роскошные благовония – пусть наш дар будет небольшим, но от чистого сердца. Имена дарителей вписывает в Книгу Жизни Сам Господь. А узнают эти имена другие люди, как промыслительно был узнан святитель Николай, или не узнают, как произошло с волхвами – не так важно…
Начало Великого Повечрия
» Спаси Боже люди Твоя…»
Лития
Шестопсалмие
Полиелей
«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии»
Прокимен, глас 4-й: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается»
Чтение Святаго Евангелия на утрени : Мф. 1:18–25
Помазание освященным елеем
Чтение канонов Праздника
Начало Божественной Литургии
» Благословенно Царство…»
Мирная ектения
Малый Вход
Каждение на » Приидите «
Чтение Апостола : Гал. 4:4–7
Святаго Евангелия чтение : Мф. 2:1–12
Великий Вход
Символ Веры
» Твоя от Твоих…»
Молитва Господня
Святое Причастие ( на 5 Чаш )
Заамвонная молитва